Иногда люди искусства выбирают настолько оригинальный способ передачи самовыражения, что кажется, признание к ним придет не скоро. Однако, Мецгер Густав, который вошёл в историю как «мусорный художник», опроверг этот постулат. Основоположник искусства саморазрушения, который ушёл из этого мира в 90 лет год назад, создавал неоднозначные произведения, которые и сегодня пользуются огромной популярностью и стоят немалых денег.
Мецгер родом из Нюнберга. Родился он в семье евреев, выходцев из Польши. В 13 лет Густав вместе со своим братом и другими детьми-беженцами оказался в Англии, спасаясь от холокоста. Эта операция по спасению детей подарила жизнь не одному будущему Нобелевскому лауреату и другим известным личностям. Позже об этих событиях будет снят не один фильм. Большая часть детей потеряли всех своих родных. Холокост погубил и всех близких Мецгера. Будущий художник начал свою карьеру с изготовления мебели.
Во время трудовой деятельности на фабрике он увлекся марксизмом и ленинизмом. В 1944 году его внимание привлекли идеи В. Райха, известного психоаналитика, с которыми он познакомился в Бристоле в троцкистско-анархической коммуне. Примерно в то же время Мецгер становится вегетарианцем и принимает решение посвятить свою жизнь искусству. Он поступает в Кембридж вместе с братом. Его уникальные способности были признаны довольно быстро. В 1948 году он получает гранд на обучение в Королевской академии изящных искусств.
Со временем у Мецгера вырабатываются определенные жизненные позиции, он яро выступает против общества потребления и капитализма, становится агитатором за ядерное разоружение и входит в группу «Комитет ста», где начинает издавать свои манифесты. В 1959 году он формирует направление Auto-Destructive Art, пропагандируя полный отказ от власти и насилия. Зарождение этой концепции, по его собственному признанию, произошло еще в детские годы, когда он смотрел на марширующих нацистов и ассоциировал их с машинами. Вот так травма, полученная в детстве, находила отражение в его композициях на протяжении всей его жизни.
Создавая произведения искусства, художник использовал необычные материалы. Он довольно успешно работал не только с деревом, но и различными химикатами, автомобилями или просто с отходами. Впервые демонстрация его необычного искусства прошла в 1960 году, где в качестве композиции он выбрал мешок с мусором.
В 2014 году уборщице в Английской галерее Tate удалось уничтожить одно из произведений художника. Ничего не подозревая, она просто выбросила мешок с отходами. Первая публика была просто шокирована представленным ему композициями.
Уже через год Густав на побережье Темзы, расположил полотна и начал обрабатывать их кислотой из баллончиков. На глазах зрителей ткань портилась и тлела. Именно так художник показал искусство, которое разрушает и искажает себя. Теперь у Мецгера появились последователи, причем некоторые из них были абсолютно далеки от арт искусства. Например, музыкант из группы The Who Пит Таунсенд признался, что именно Густав и его движение вдохновили гитариста уничтожать инструмент после выступления.
В 1966 году среди участников симпозиума по изящному искусству, организатором которого и был известный художник, стали Й. Оно и Д. Леннон. Вскоре в результате неповиновения, Густава арестовали. Уже находясь в суде, он отказался давать обещание не нарушать закон в будущем. Он выступил с яркой речью, где выразил обеспокоенность, что в результате ядерной войны все человечество может быть мгновенно уничтожено. Поэтому он никогда не отступит от своих принципов. Детская травма, страх уничтожения определили направление деятельности художника.
Уже в довольно преклонном возрасте Густав работал над фотографиями, отражающими катастрофы ХХ в. Одна из самых популярных его работ переводится как «Вползи туда». Это была напольная композиция из пледа желтого цвета и фотографии, на которой евреи вычищают руками дорожки под пристальным вниманием фашистов. Художник предлагал всем желающим пройти ползком под полотном, чтобы почувствовать горе и унижение, которое пережили евреи того времени. Мецгер был чрезмерно обеспокоен экологическими проблемами. Он считал, что искусство играет далеко не последнюю роль в решении этих сложных задач. Ведь именно природа была для него особым источником вдохновения.
Поэтому он и создал инсталляцию из деревьев и бетонного блока, которой показывал перевернутый мир в результате глобального потепления. Художник получил всемирное признание, его произведения пользовались огромной популярностью. Однако для непосредственного общения с Густовым, необходимо было приезжать к нему. До последних минут своей жизни художник никогда не пользовался телефоном, компьютером или телевизором. Он считал, что именно современные неуправляемые технологии могут привести человечество к саморазрушению и уничтожению. Возможно кто-то посчитает это паранойей, но известный художник оставался верен своим идеям до конца жизни, показав нам насколько зыбок наш мир.